читать дальшеПо некоторым признакам Фандорин вычисляет, что насоливший ему в джеймс-бондовском прологе человек находится в Баку — где даже крупная буржуазия, в культурном смысле ориентирующаяся на Европу, демонстрирует почти первобытное варварство, а уж о нравах низших слоев общества и говорить нечего. Фандорин всегда и чувствовал себя хорошо, и выглядел особенно эффектно в экзотической атмосфере. Можно понять автора, решившего гальванизировать своего голема посредством помещения в «колоритную» — кафешантанно-ориентальную, с абреками и гяурами — среду. На дворе меж тем лето 1914-го, и понятно, что фандоринский противник оказался тут неслучайно: почти вся нефть Российской империи добывается именно на Апшеронском полуострове, место стратегическое, так что злодеев здесь — как листьев в лесу. Охота не то за шпионами, не то за революционерами, не то за любовниками жены (не будем портить автору обедню) протекает динамично, Фандорин даже успевает укротить парочку львиц и погонять на мотоциклах и яхтах, разумеется, не забывая изрекать по ходу свои фирменные мудрые трюизмы. Вердикт? Весьма и весьма приемлемо.
Немножко «спай-новел», немножко «роман-катастрофа» (удастся ли герою предотвратить войну?), немножко терроризма и революционной романтики, немножко «пряной восточной эротики»; и если это не продается, то что продается?
Другое дело, что все это уже было — и шпиены с нафабренными усами, и жандармские полковники с усами нафиксатуаренными, и артистки в чадрах, и кунаки в газырях; не было разве, нет? Разумеется, претензия «это уже было» — жлобская: мастер, который хорошо делает свое дело, не обязан все время показывать новые трюки; а кому не нравятся старые — ну так не читайте. Акунин, несомненно, мастер, но Акунин некоторым образом и не какой-то там чужой ремесленник — все же мы наблюдаем за его Фандориным скоро уж полтора десятилетия, и не просто наблюдаем, а сделали в этот проект эмоциональные инвестиции, поэтому «не хочешь — не читай» не работает. Мы читаем — но хотели бы каких-то поворотов винта, не только консервации сложившихся традиций, потому что иначе это просто бессмысленный сериал, как про Евлампию Романову; величие замысла утрачивается. Вон с Бондом как все нервно: идешь в кино раз в три года, и непонятно, то ли тебя стошнит прямо в зале, то ли по пять раз на один и тот же фильм будешь билет покупать; живет персонаж. А тут… ну да, по потолку бегает, башкой стенку прошибает, но динамика? Ну пусть он, что ли, в будущее спутешествует, или царя убьет, ну или там чтоб они с Масой своим оказались в ремейке лимоновской «Истории его слуги»… Ну или автор пусть сам сломает четвертую стену — и вылезет на сцену собственной персоной; потому что подмигивания закулисные — вот, мол, нефтепромышленники уже 100 лет назад мыслили и вели себя примерно так же, как нынешние, — ну осточертели ведь.
В тринадцатом романе о Фандорине есть, правда, один крайне важный момент. Поймете, о чем речь, когда дочитаете. Но, ей-богу, все мы помним, что еще в конце 90-х был обещан роман про Гражданскую войну, по мотивам «Адъютанта его превосходительства»; так что финальный «сенсационный» момент доверия не вызывает.
(с)Афиша
Но меня больше порадовал комментарий комментарий
"Надо законодательно запретить хорошим писателям писать книги "из-под палки" или в плохом настроении.
Уважаю Григория Шалвовича, как писателя и личность, но серия про Эраста Фандорина потихоньку загнивает. Стиль изложения такой же легкий (читается взахлеб), но послевкусие, как у прогорклого масла. Я лично понимаю и разделяю нынешний душевный настрой Григория Шалвовича, но, может не стоило в таком состоянии писать в легком жанре, учитывая, как много его поклонников ждало эту книгу?
А как все лихо начиналось! Если помните, автор поставил перед собой задачу каждый роман про Фандорина писать в новом стиле. "Азазель" - был написан, как конспирологический детектив, "Турецкий гамбит" - как шпионский детектив, "Смерть Ахиллеса" - политический детектив и т.д. Шик!
Последней яркой вспышкой были "Нефритовые четки", где все вещи (кроме ковбойской белиберды про приключения Фандорина на Диком Западе) оказались очень и очень недурны.
Потом все стало гораздо хуже. Одни и те же фишки из ранних романов серии вновь и вновь перерабатывались на вторсырье. "Весь мир театр",на мой взгляд, вышел сереньким романом с очень предсказуемым финалом. Нынешний роман вообще смахивает на приквел к фильму о Джеймсе Бонде "И целого мира мало" - там тоже все крутилось вокруг террористов и нефти. А из престарелого Фандорина автор окончательно слепил ниндзю-супершпиона, который единственный (!) может предотвратить начало Первой мировой войны))) Бонд- отдыхает.
Ну, блин, я же купил книгу о старшем Фандорине, а не новинку трэш-серии о Фандорине-младшем, где сплошь и рядом отвратительные ниндзя мочат россиян ради рукописей Достоевского!
PS Не вкурил неувязку: в серии о Фандорине-младшем автор дал понять, что Э.Фандорин должен погибнуть на пароходе "Луизитания" в 1915 году. По-моему, нынешний роман с этой сюжетной линией не бьется никак. Но подождем-подождем."
@темы: книги, статьи, ссылки, Фандорин, о книгах, Акунин, новости
не идет у меня дальше и ничего поделать не могу.
но все прошлые романы очень люблю)
я начала читать ЧГ (кстати, первая глава этой книги - это "охота на одиссея"), и все таки да, уже как-то не совсем так как надо. ну да ладно, если Акунин хочет, то пусть пишет, чоужтам)
Да, но отец Николаса - сын ЭПФ родился-то то ли в 20, то ли в 1921 году, так что как минимум до 1919 Фандорин дожить должен.
А вообще - автор должен любить своего героя. А Акунин Фандорина больше не любит. Последние два романа так точно не любит. Вместо яркого, чувствующего, несмотря на примерзшую душу героя, какой-то лощеный зануда с замашками супергероя и эмоциональностью на уровне неандертальской окаменелости. Старость увы, не пошла герою на пользу. Она не сделала его ни лучше, ни мудрее.
Не очень верится, что автор вновь полюбит своего героя, как раньше. А жаль, потому что из всего написанного многообразия по-настоящему стоящий продукт - это именно фандоринская серия. Все остальное, увы, приложение, разной степени талантливости.
Прочитала как раз момент с покушением на вокзале и
потому что из всего написанного многообразия по-настоящему стоящий продукт - это именно фандоринская серия. Все остальное, увы, приложение, разной степени талантливости.
У Акунина вы имеете в виду? Не соглашусь. По-моему, у него все книги на уровне первых фандоринских. Жаль, конечно, что серия про ЭП превратилась в совсем коммерческий проект, но автору тоже хочется кушать) Зарабатывает человек) Зато в этом году Акунин нас порадовал "Аристономией". Не знаю как вам, но мне очень понравилось и впечатление книга производит сильное.
Кстати, конец-то многообещающий. Фандорина может отпустить Кара-Гасым (что вряд ли), а могут спасти люди Саадат-ханум. В любом случае, Фандорину ничего не останется, как вместе с Саадат рвать когти в Персию. Думаю логично выйдет, если Фандорин там на ней женится и даже перейдет в ислам (для конспирации, да и нельзя мусульманке выйти замуж за кафира).
А что представлял собой Иран времен Первой мировой - это тема отдельной книги. Это была нейтральная страна, но стратегически важная, как с точки зрения нефти, так и своего геополитического положегия. Немцы и турки пытались втянуть Персию в войну на своей стороне, Антанту же устраивал ее нейтралитет, благо персидская нефть принадлежала англичанам. Так что для Фандорина работа найдется. Логично было бы, если б он с нуля создал и возглавил шахскую контрразведку.
А там 1917 год подойдет, революция. Ну как Фандорин сможет пропустить такое на своей родине?